Контакт

Андрей Андреевич СЕРОВ
A.A.Serov

Композитор

Аранжировщик

Дирижер

Преподаватель

Андрей Андреевич СЕРОВ

 

 

457040

Южноуральск

Челябинской обл.

Телефон:+79080529181

Адрес:serovaa@mail.ru

Карта масштабируется (можно увеличить или уменьшить изображение).

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.

 

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Челябинской области

ГОУ ВПО Магнитогорская государственная консерватория (академия)

имени М. И. Глинки

Музыкально-исполнительский факультет

Кафедра истории и теории музыки

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДШИ И ДМШ

 

Реферат

 

Исполнитель: Серов Андрей Андреевич

Специальность — композиция

Научный руководитель: В. А. Сидоров,

профессор МаГК,

Зав. кафедрой: С. А. Закржевская,

доктор искусствоведения, профессор

 

Магнитогорск

2010


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

Глава 1. Использование фонограмм минус 1 в учебном и концертном репертуаре ДМШ и ДШИ

1.1. Фонограммы минус 1 в учебном и концертном репертуаре учащихся ДМШ

1.2. Особенности создания фонограмм, разновидности

фонограмм минус 1 

Глава 2. Использование синтезаторов в учебной и творческой работе

в ДМШ и ДШИ 

2.1. Синтезатор как мультимедийный музыкальный инструмент

2.2. Особенности обучения ребенка игре на синтезаторе 

Глава 3. Цифровые технологии в образовательном процессе ДМШ и ДШИ

3.1. Виды работ со звуком на компьютере

3.2. Особенности наиболее распространенных нотных редакторов 

3.3. Интернет, как источник информации

для одаренного ребенка 

3.4. Роль интернета в дистанционном образовании 

Заключение

Список литературы

Приложение. Перечень авторских нотных сборников и CD

(репертуар ДМШ и ДШИ) 

Комментарий к приложению


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В эпоху постоянного интеллектуально-технологического совершенствования звуковая палитра, окружающая детей, преобразовывается. Электронная и компьютерная музыка, синтезированные звуки становятся привлекательными и модными у молодёжи.

В новой информационной среде изменяются и обновляются и методы преподавания музыки в специализированных учебных заведениях. Игра музыкальных произведений под фонограмму-минус, занятия на синтезаторе и компьютере дают возможность приобщить детей как к традиционному музицированию, так и к творческим видам работ, связанных с современными цифровыми и информационными технологиями.

В первое десятилетие XXI века в детских музыкальных школах и школах искусств значительно усилился интерес к информационным технологиям, возросло их значение в общем образовательном процессе. Активно развиваются личностно-ориентированные технологии обучения. Основными факторами применения информационных коммуникативных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Одной из задач обучения становится формирование информационной культуры учащихся. Появилась необходимость обучения учащихся приемам и способам ведения информационных архивов.

 

Детская музыкальная педагогика в настоящее время открывает для себя ряд актуальных направлений, как для методических исследований, так и для практической работы. Важнейшими из них представляются следующие:

— информационная культура учителя: оптимальное программное обеспечение профессиональной деятельности;

— практическое освоение компьютерной музыки, нотных редакторов; использование музыкально-компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в современном образовательном процессе;

— внедрение в образовательный процесс новых форм работы с детьми, таких как: музицирование на электронных цифровых инструментах, электронная аранжировка, звукорежиссура, создание оригинальных электронных импровизаций и композиций и т. д.

— новые информационные технологии в профессиональном и самодеятельном музыкальном творчестве, их значение в актуализации творческого потенциала музыканта;

Подготовка преподавателей соответствующего профиля — одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Кроме традиционных музыкальных знаний и дисциплин преподаватель должен свободно ориентироваться в оборудовании и программном обеспечении компьютера, операционной системе и ее файловой структуре, музыкально-цифровых технологиях: аналоговой и цифровой форме представления звука, компьютерном синтезе и обработке сигнала, MIDI-интерфейсе, музыкально-компьютерном оборудовании, музыкально-компьютерных программах; методике обучения по данной дисциплине: содержании и методах приобщения учащихся к музыкально-компьютерному творчеству, особенностях обучения работе в различных видах музыкально-компьютерных программ — музыкальных конструкторах, нотаторах, автоаранжировщиках, MIDI-секвенсерах, аудиоредакторах, виртуальных синтезаторах и эмуляторах синтезаторов и звуковых модулей. Со временем, как нам видится, дисциплины, изучающие это, должны войти в учебные планы ДМШ и ДШИ.

 

 

Глава 1.

Использование фонограмм минус 1

в учебном и концертном репертуаре ДМШ и ДШИ

 

1.1.         Фонограммы минус 1 в учебном и концертном репертуаре

 учащихся ДМШ

 

«Фонограмма минус один» (или «минусовка») — это фонограмма без голоса вокалиста или солирующего инструменталиста. Такие «минусовки» обычно используется детьми на вокальных конкурсах, и музыкантами, где нет «живых» коллективов.

В современных условиях бытования музыки практика сольного исполнительства под фонограммы минус 1 получила широкое распространение. Удачно аранжированная и записанная фонограмма даёт вокалистам и инструменталистам творческие стимулы для самосовершенствования и профессионального «соответствия» хорошей записи. Кроме того, использование фонограмм минус 1 позволяет юным музыкантам сольно, без  ансамблистов участвовать в «массовых» мероприятиях, как в концертных залах, так и на открытых площадках. В учебной и концертной практике вокалистов и инструменталистов ДМШ использование такой формы работы становится всё более популярным. Как правило, в репертуаре исполнителя находятся как произведения с «родными», профессионально сделанными минусовками, централизованно тиражируемыми для подобных целей, так и «эксклюзивные» фонограммы авторских или общеизвестных сочинений, аранжированные непосредственно в конкретном учебном заведении.

 

1.2. Особенности создания фонограмм, разновидности

фонограмм минус 1

 

Для того, чтобы сделать фонограмму минус 1 своими руками, мы не обойдёмся без хороших и качественных программ. Музыка, как и практически всё, что нас окружает, — многослойна. Когда мы слышим оркестр, ансамбль или просто трио бандуристов, то мы слышим общий результат работы нескольких человек. Один играет одно, другой — другое, третий — третье. В итоге получается полифоническая музыка.

При написании аранжировки необходимо учитывать следующее: главенствующее положение в исполнении данного музыкального произведения всегда занимает мелодия, а вся применённая для сопровождения аранжировка лишь способствует яркому, многогранному раскрытию музыкального образа, помогает исполнителю реализовать свои творческие возможности.

С помощью компьютера можно моделировать и воспроизводить различные звуки независимо друг от друга. Задача аранжировщика — создать такие звуки, упорядочить их, обработать и свести в одну музыкальную дорожку.

Такую работу называют аранжировкой, а программы, которые в этом помогают - звуковыми редакторами, модулями обработки и секвенсорами.

Наиболее распространенная форма музыкально-вокального произведения для эстрады — это куплетная, где чётко выражен запев и, как правило, повторяющийся припев. По поэтическому тексту, прилагаемому к мелодии, аранжировщик определяет количество куплетов, возможность применения между ними проигрыша. Наличие проигрыша между куплетами (если оно логически обосновано) даёт возможность вокалистам перевести дыхание, привести в порядок голосовые связки и подготовиться к продолжению исполнения данного музыкального произведения. Хорошо аранжированная и проведённая в качестве проигрыша тема по праву может стать одним из средств полного и красочного раскрытия музыкального образа.

Роль вступления в создаваемой аранжировке так же довольно значима, как и роль хорошо аранжированного проигрыша. Прежде всего, именно в нём должны быть сконцентрированы интонации последующей партии. Во вступлении закладывается мелодическое «зерно», по которому идёт драматургическое развитие музыкального образа любого музыкального произведения, в том числе и вокального.

Контрапункт — это музыкальная тема, звучащая в противовес к теме, но в то же время гармонически связанная с аккомпанементом, не нарушающая ладового единства. Удачно записанный контрапункт является не только элементом многоголосного (полифонического) развития музыкального произведения, но и вносит в его исполнение элемент свежести и новизны.

Гармоническая педаль является частью аккомпанемента и придает его звучанию общую гармоническую целостность. Гармоническая педаль помогает вокалисту точно держать ладотональный строй. В то же время это один из элементов музыкальной выразительности аранжировки. Основой педали служит гармонический строй музыкальной вертикали (хотя она может быть и одноголосной).

Мелодической подпевкой может служить отдельно выделенная интонация главной темы и проведённая в одном из голосов аранжировки в виде канона или как звуки опевающие мелодию. Это, так же как и контрапункт, придаёт звучанию свежесть, новизну, динамичность, особый колорит. В случаях, когда вокальная партия требует 2-3х голосного (ансамблевого) исполнения, а в исполнении участвует только солист, подпевка может имитировать звучание вокального ансамбля.

Исходя из творческих задумок в раскрытии музыкального образа произведения и технической оснащенности аранжировщика, появляется возможность тембровой «раскраски» всех разделов создаваемой фонограммы. В образном единстве и простоте создаваемой фонограммы — успех творчества любого аранжировщика.

По способу создания фонограммы минус 1 имеют следующие разновидности:

а/ так называемая «забивка» — это фонограмма, сделанная руками аранжировщика. Есть забивки почти неотличимые от оригинала. Эта работа сложная, кропотливая и многофункциональная: аранжировщику приходится быть и пианистом, и трубачом, и барабанщиком, и, как правило, звукорежиссёром. Иногда и подпевает сам себе на сведении.

б/ так называемая «задавка» — это бывшая плюсовая фонограмма (то есть, фактически оригинал песни), из которой звукорежиссёры различными техническими способами удаляют (точнее, пытаются удалить) чаще всего вокал. Чаще всего результатом является «минусовка» с потерянными частотами, гармониками и обертонами. Некоторые звукорежиссёры и аранжировщики добавляют к такой фонограмме часть инструментов, потерянных в результате «задавливания». Качество выходящего файла в таком случае целиком зависит от рук музыканта и умений звукорежиссера.

в/ так называемая «нарезка» создается путем использования фрагментов оригинальной фонограммы и используется в случаях, когда солирующая партия недостаточно развита, а количество повторяющихся эпизодов достаточно для того, чтобы заменить одни фрагменты другими. Обычно этот способ создания фонограмм используется для «дискотечной» молодежной музыки.

г/ караоке-файлы бывают разных типов. В них обычно присутствует мелодия, сыгранная каким-нибудь инструментом. Наиболее распространены такие файлы, которые записаны на специальные диски караоке и прослушать их можно лишь в специализированных DVD-плеерах с функцией караоке. Преимущество таких минусовок в том, что с такого плеера легко изменить тональность песни, скорость звучания, а на экране телевизора или монитора, подключенного к плееру, бежит текст-подсказка со словами. Качество же фонограмм, как правило, невысокое. Да и не у каждой фонограммы можно убрать мелодию голоса. Многие «диски караоке» и не являются караоке как таковыми. Это — просто DVD-Video-диск, на котором записаны видеоклипы со звучащими минусовками. Естественно, что у таких «минусовок» ни темп не сдвинешь, ни тональность. По сути это — обычная минусовая фонограмма с прописанной мелодией.

д/ MIDI или «Musical Instruments Digital Interface» — это совсем не музыкальные файлы, а всего лишь набор команд. В любом компьютере (даже не имеющем ни одного музыкального редактора) всегда существует набор из 128 типовых электронных звуков, чем-то отдалённо похожих на инструменты своих названий: трубы, гитары, органы, барабаны, даже эффекты стрельбы или дождя. Звучание фонограмм, «набранных» этими звуками некачественное. Но в таких фонограммах зачастую скрыт большой потенциал. Они записаны не по принципу «все звуки вместе», а подорожечно, то есть, каждому инструменту отводится своя дорожка. Многие музыкальные многодорожечные программы, называемые секвенсорами, понимают этот расклад и при открытии такого файла распределяют инструменты подорожечно. Опытному аранжировщику ничего не стоит заменить тембры и звуки на вполне реальные инструменты из собственной базы тембров. Кроме того, каждая нота в таком файле может быть подвергнута редактированию. В результате может получиться достаточно качественно звучащая фонограмма.

 

Глава 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТЕЗАТОРОВ

В УЧЕБНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ДМШ

 

2.1. Синтезатор, как мультимедийный музыкальный инструмент

 

Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами — самый молодой и в то же время самый многофункциональный, многоплановый, универсальный инструмент. Синтез — это совмещение, соединение. Родоначальником синтеза звука в одном электронном инструменте является Гельмгольц, который составлял сложные звуковые комбинации, добиваясь интересных тембровых звучаний.

Быстрое развитие электронных музыкальных инструментов, имеющих неограниченные возможности, доступность инструментов и их популярность, делает синтезатор музыкальным инструментом, быстро проложившим себе путь в мир музыкального искусства. С 60-70-х гг. XX века электромузыкальные клавишные инструменты занимают прочное место в музыкальных студиях, вокально-инструментальных ансамблях, на телевидении, в профессиональных оркестрах и различных коллективах музыкантов.

По сути, синтезатор — это инструмент-оркестр. Он имеет ограниченную лишь объемом винчестера память. У последних моделей синтезаторов огромная база тембровых и ритмических данных, банки памяти песен, стилей и голосов, эквалайзеры, гармонайзеры. Но синтезатор не может точно воссоздать звучание ни одного живого инструмента, хотя может звучать очень похоже. Также синтезатору доступно изображение различных шумов, будь то ветер в печной трубе, морской прибой, крик птиц, шум или приближение машины, вой сирены и пр.

Его многогранность, безграничность в совершенствовании, универсальность приводят к необходимости создания методик и программ как для общемузыкального развития детей, так и для профессиональной подготовки учащихся к среднему звену обучения.

Часто встает вопрос о необходимости введения в учебный план музыкальных школ и школ искусств предмета «синтезатор». Использование синтезатора в учебном процессе ДМШ позволяет успешно решать следующие задачи:

— воспитание любви к музыке через современный, многофункциональный музыкальный инструмент, обладающий огромными исполнительскими и творческими возможностями;

— развитие у детей фантазии, интереса к творческой работе;

— формирование музыкального вкуса;

— изучение богатства оркестровых, инструментальных и вокальных тембров, представленных синтезатором;

— освоение различных музыкальных стилей (DISCO, COUNTRY, LATIN. JAZZ. TRADITIONAL и др.), представленных в банке данных любого синтезатора;

— знакомство с основами аранжировки, звукорежиссуры

— получение практики игры в ансамбле с автоаккомпанементом, необходимой для дальнейшей возможной работы в различных акустических составах.

 

2.2. Особенности обучения ребенка игре на синтезаторе

 

С появлением в музыкальных школах синтезатора стало возможным использовать новые методы для развития творческого потенциала начинающих музыкантов-пианистов. Синтезатор, с одной стороны, такой же клавишный инструмент, как и фортепиано, но с другой стороны — это «большая творческая лаборатория».

У пианиста, впервые севшего за синтезатор, возникают неожиданные проблемы. Для него непривычно, что помимо игры на клавиатуре, управление осуществляется с помощью различных кнопок, рычагов и колесиков, расположенных на панели. Так частично регулируется динамика, артикуляция, а при использовании автоаккомпанемента — темп.

Исполнение музыкального произведения на клавишном синтезаторе ставит перед пользователем не только проблемы исполнительского плана по интерпретации авторского текста, но также проблемы, относящиеся к композиторской, звукорежиссерской деятельности. Да и сама исполнительская деятельность обретает новые, не свойственные ее традиционным формам, черты. Техника игры на клавишных синтезаторах — это не только совмещение навыков исполнителя и компьютерного пользователя.

Исполнитель на синтезаторе — уже не просто исполнитель. Он также становится немного и композитором, и звукорежиссером — создателем новых музыкальных тембров. Творческая деятельность на основе синтезатора по сравнению с традиционными акустическими инструментами гораздо и заметно увлекательней.

Игра на синтезаторе при внешней схожести с игрой на фортепиано является, по сути многообразной деятельностью по управлению разнообразными возможностями данными электронного инструмента. Исполнитель на синтезаторе должен не только уметь играть на клавиатуре, но и обладать особыми навыками, позволяющими ему в строго определенные моменты времени должным образом манипулировать вынесенными на панель инструмента многочисленными средствами управления электронным звучанием. Техника игры приобретает специфичность. И важнейшей задачей исполнителя на синтезаторе является увидеть и реализовать все заложенные в нем художественные возможности.

Каждый желающий ученик может попробовать себя в роли композитора, аранжировщика, звукорежиссёра и определиться в выборе цели — профессиональное творчество или любительское музицирование.

Уже на первых занятиях дети вовлекаются в процесс музицирования на синтезаторе без специального тренажера. Это создание наиболее простого образа «Пение птиц», «Шум моря», «Дождик», «Ручеёк», «Гроза», «Формула-1», используя звуковые и шумовые эффекты функции MULTI PAD к придуманному рассказу. Без знания правил построения аккордов дети могут аккомпанировать мелодиям, исполняемым педагогом. Изучение музыкального элемента как остинатной партии в ансамблевом музицировании, тоже не требует специальной подготовки. Таким образом, не зная нот и длительностей, ребенок создает что-то похожее на настоящую музыку.

Человек имеет различные творческие способности, которые развиваются посредством определенных упражнений. Занимаясь композицией, можно сочинять музыку в любом стиле и жанре для различных музыкальных инструментов, делать аранжировку своих сочинений, а также сочинений других композиторов.

Прежде чем давать задания по сочинению ученику надо дать ряд сведений. А именно, что в мелодии должен присутствовать определенный яркий образ, сведения о мотиве, фразе, предложении; формообразовании; о выразительности фраз, об общем движении к кульминационным точкам, об основной кульминации и о завершении построения. Необходимо говорить ученику о контрастности, регистрах, о ритмическом разнообразии и о разнообразии мелодического рисунка. Полезно давать задание на «сохранение» тоники, как бы приберегая ее для конца в качестве точки.

Далее, можно начинать работу над гармонией. Естественно, здесь речь должна вестись и о фактуре, отражающей музыкальный образ, заложенный в мелодии. Сочиняемые пьесы должны грамотно и аккуратно фиксироваться в нотной записи. Без нотной фиксации невозможна продуктивная работа с музыкальным материалом, недостижим творческий рост учащихся. Нотная запись должна отражать не только звуковысотный текст с правильной группировкой нот и положением штилей, но и указывать темп, характер пьесы, динамические оттенки, различные штрихи и исполнительские лиги. Начинать нужно с одноголосных попевок, постепенно усложняя к произведениям типа сюиты, пьес в сложной трехчастной форме, в форме рондо и т. д. для фортепиано, далее для ансамблей, разнообразных по своему составу. Например, дуэты: флейта и фортепиано, скрипка, виолончель и фортепиано, два кларнета (полифонического склада), произведения вокальных жанров. Этому, конечно, должна предшествовать подготовительная работа по подбору поэтического текста, вопросы аранжировки, специфических особенностей музыкальных инструментов и вокальных голосов.

Музыкальный язык сочинений может быть любым. Не следует бояться подражать тому или иному композитору-классику, но следует также поощрять стремление к индивидуальности, к использованию современных средств выразительности, к поискам необычных мелодических оборотов, гармоний, ритмов, видов фактур и т.д.

В связи с тем, что синтезатор только начинает свой путь в сфере профессионального образования, он почти не имеет своей учебно-методической литературы и репертуарной базы. Для начального этапа освоения синтезатора часто используется фортепианная литература и репертуар аккордеонистов и баянистов.

 

Глава 3

Цифровые технологии

в образовательном процессе ДМШ и  дши

 

3.1. Виды работ со звуком на компьютере

 

В последнее десятилетие у синтезатора появился мощный союзник — компьютер. С изобретением звуковых карт для компьютера появилась возможность вставлять на них микросхемы с банком инструментов от любого современного синтезатора. С помощью специальных программ-секвенсоров через звуковую карту компьютера можно проиграть любую мелодию. Получается как на синтезаторе.

Появились так называемые программные сэмплеры (samples) —образцы звуков определенного тембра. Аппаратные сэмплеры стоили дорого, и были сложны в обращении, поэтому написание программного сэмплера произвело сенсацию среди музыкантов. Теперь для написания фонограмм достаточно одного компьютера, оснащенного соответствующим программным обеспечением.

По сравнению с многоканальной записью, сделанной на синтезаторе, компьютер предоставляет возможность работать с полноценной многоголосной полифонической партитурой музыкальных произведений. Её можно прослушать как целиком, так и частично. MIDI-секвенсоры позволяют легко редактировать каждый трек, обрабатывать партии звуковыми эффектами, работать над динамикой звука. В результате данной работы можно добиться оркестрового звучания.

Изучение электронной музыки начинается со знакомства с современным музыкальным оборудованием, с устройством компьютера, способами подключения синтезатора, цифровыми эффектами, теорией аранжировки и построения композиции.

Сегодня одним из необходимых навыков для профессионального музыканта становится изготовление фонограмм «минус один». Компьютер может стать в этой работе незаменимым помощником. Простейшие фонограммы можно изготовить с помощью разнообразных «музыкальных конструкторов», более сложные – с использованием клавишных электронных инструментов и специальных программ. С помощью компьютера учащийся ДМШ сможет самостоятельно изготовить фонограмму приемлемого качества для озвучивания выступления солистов-инструменталистов или вокалистов на классном или школьном концерте.

Общеизвестно, что персональный компьютер завоевал твердые позиции во многих областях современной жизни, но для нас особенно важны его достижения в музыкальной сфере. Компьютерная аранжировка увлекательная и интересная работа, которая направлена на приобщение широкого круга учащихся (не только музыкально образованных) к продуктивной творческой деятельности, развитию их музыкальной культуры и художественного вкуса. Компьютерная аранжировка предполагает работу с музыкальными программами, которые требуют, во-первых, владения ПК, во-вторых, умения работы в какой-либо специальной музыкальной программе.

Как правило, человек, впервые столкнувшийся с компьютерными музыкальными программами, испытывает целый ряд затруднений, которые порождают многочисленные ошибки и неудачи. И не всегда учебники и специальная литература помогают справиться с этой проблемой, так как материал или слишком сложный, и рассчитан на «продвинутых» пользователей или напротив «общий».

В музыкальных редакторах предусмотрено два способа создания сэмплов:

— импортирование готовых звуковых файлов, не входящих в данную программу, причем эти файлы должны иметь формат WAV или PXD (формат файла-способ расположения и представления данных файла. Формат указан в расширении имени файла).

— создание синтезированного звука путем записи и обработки акустического звука.

Таким образом, использование технически оснащенного компьютера дает возможности:

а/ использования достижений компьютерной техники в работе: удобство ввода и редактирования нот на экране монитора, сканирование и вывод на печать нот и другой информации, удобство переноса и хранения музыкального материала (винчестер, компакт диски) и др.

б/ производить полный цикл создания конечной фонограммы от аранжировки, до сведения и мастеринга в домашних условиях.

в/ практически безграничного набора музыкальных инструментов, возможность использования звуков и создания партитур для целого оркестра, а также сочетание самых разнообразных тембров от классических, до синтезированных, создание своих уникальных звуков.

г/ широкого распространения программных технологий и творческих результатов по всему миру посредством интернета.

Виток технического прогресса расширяет границы возможностей не только для тех, кто в музыкальном творчестве видит профессиональную работу. Для многих интеллигентных, образованных людей, музыкальное творчество издавна является закономерной частью жизни и духовной потребностью. И если недавно музыканты-любители были весьма ограничены в инструментарии для своего хобби, теперь любой из них может и записывать профессионально звучащие произведения и представить их единомышленникам на вечеринке или через Интернет. Множество программ для синтеза звука и редактирования, позволяют создавать новое, несуществующее в природе и не издаваемое известными инструментами звучание. Может быть, именно в любительской домашней студии родится стиль, который через 10 лет станет такой же частью классики, как и все существующее сегодня.

 

3.2. Особенности наиболее распространенных нотных редакторов

 

Издательские возможности компьютера позволяют с качественно набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, оформлять его в виде нотных альбомов и сборников. Нотный сборник может быть дополнен иллюстрациями, текстом, комментариями, украшен рисунками и другими элементами художественного оформления. Особенно ценны возможности нотного издательства для юных композиторов, которые с помощью компьютера смогут самостоятельно подготовить и тиражировать сборник собственных сочинений.

Часть профессиональных музыкантов предпочитает использовать для работы со звуком дорогие специализированные музыкальные компьютеры со звуковыми картами. Существует немало программ, работающих со звуком на профессиональном уровне. Такие программы можно разделить на две категории: нотные редакторы, задача которых — создание, редактирование, запись и нотное представление музыкальных композиций, и звуковые редакторы для собственно звука, а также преобразования его, наложения эффектов и т. п. Есть множество программ, но самыми популярными являются Finale и Sibelius.

Finale- один из лидеров среди программ для нотной записи. Это редактор, который можно использовать для сочинения, аранжировки музыки и набора нот в профессиональном качестве. Finale совместим с MIDI и в данной программе неплохо воспроизводятся партитуры.

Sibelius — это профессиональный нотный редактор для написания, воспроизведения, печати и публикации музыкальных партитур. В рамках данного продукта можно создавать собственный музыкальный CD диск и публиковать музыку в Интернете. Sibelius имеет интуитивный интерфейс и огромное количество функциональных возможностей.

Среди существующих программ-нотаторов есть одна простая и удобная — «Note Worthy Composer». Ее легко осваивают все дети, получая удовольствие от результатов своих первых усилий по освоению красивой записи собственноручно набранных нот с помощью компьютера и оперативной печати их на принтере. А при наличии звуковой карты ноты могут звучать во время набора, и всю созданную запись, соответственно, можно прослушать. Программу могут использовать также не только учащиеся, но и профессиональные музыканты — для нотной записи и последующего озвучивания сложных многоголосных партитур. Программа отвечает практически почти на все потребности тех, кто обращается к ней.

Score for DOS — для опытных пользователей. Хороша при использовании совместно с Finale. Наиболее опытные пользователи используют сочетание программ Finale + Score.

Нотная запись может создаваться с использованием нескольких режимов:

1-й режим — базовый. При нем каждая нота, ее длительность, каждый штрих, обозначение темпа, ключевые, случайные знаки задаются с помощью курсора компьютерной мыши. Этот режим осваивают все начинающие работу с программой, без владения им невозможна корректура нот и в других – более сложных режимах программы.

2-й режим — скоростной. Здесь используется компьютерная клавиатура (отдельные фрагменты можно набирать даже «вслепую»; изредка смотря на монитор, чтобы вставлять некоторые элементы и следить за ходом своего набора).

3-й режим — музыкально-исполнительский. При нем играющий (допустим, на синтезаторе или MIDI-устройстве) набирает ноты с клавиатуры уже не машинописного, а фортепианного типа.

 

3.3. Интернет, как источник информации для одаренного ребенка

 

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися способностями и имеет внутренние предпосылки для творческих достижений в том или ином виде деятельности. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный…». Музыкально одарённый ребёнок выделяется из общего числа учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения.

Можно предположить, что разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся.

Быстрый и неограниченный доступ к любой информации позволяет одаренному ребенку легко удовлетворять свои познавательные потребности. Интернет открывает образовательную среду и превращает ее в саморазвивающуюся и расширяющуюся систему.

Интернет может предложить исключительно широкие возможности для поиска, получения и распространения информации. Интернет — это музыкальные новости со всего мира, доступ к ресурсам электронной библиотеки, к нотному архиву, CD и Video — записи концертов мировых звезд музыки и просто общение с друзьями.

 

3.4. Роль интернета в дистанционном образовании

 

Направление, которое представляется наиболее перспективными с точки зрения будущего применения музыкального компьютера — дистанционное музыкальное образование. История и теория музыки, практические советы специалистов становятся доступными в любой удаленной от солидных учебных заведений географической точке.

Доступность компьютерной техники и удобства программного обеспечения создают условия для музыкального творчества, сопоставимые отчасти с нынешним лавинообразным распространением любительского музицирования в поп- и рок-стилях. Выражения: «моя музыка», «моя домашняя студия», «мои компакт-диски», «мои видеоклипы», «мой музыкальный сайт» (везде «мой» - в значении «мной созданный») также станут привычными массовыми понятиями. Каждый желающий сможет попробовать себя в роли композитора, аранжировщика, звукорежиссера, сочинителя новых тембров, звуковых эффектов.

На фоне такого массового увлечения многократно возрастет престиж и качество музыкального образования, содержание которого благодаря компьютеру существенно изменится, станет более высокотехнологичным и интенсивным, гибко настраиваемым на любые специфические задачи. Каждый учитель музыки в специальном лицее или общеобразовательной школе должен будет владеть музыкально-компьютерными технологиями. Конечно, он сможет интересно и увлекательно вести свой предмет, ему совсем нетрудно будет сочинить песню или танец, сделать полнозвучные аранжировки, сформировать яркий школьный концерт, качественно записать его на цифровой диск и затем дарить своим воспитанникам такую запись на память о прекрасной поре детства и юности.

По смыслу дистанционное образование в чем-то определенно напоминает заочную форму обучения. Принципиальное отличие заключается в том, что базовой основой являются интернет-технологии, позволяющая педагогу контактировать с учеником в режиме on line. Эффект несомненный.

Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение даже в высокоразвитых странах используется в достаточно ограниченной группе специальностей, в основе которых лежат, прежде всего, теоретические знания, а уж потом практические навыки. Вопрос, чему обучать дистанционно, решается как бы очевидно — игре на инструменте. Долговременный, почти ежедневный личностный контакт является едва ли не обязательным условием, когда педагог способен контролировать, направлять, вносить коррективы в планомерный рост исполнителя. Дистанционные формы обучения в сфере музыкального образования с каждым годом всё интенсивнее распространяются по миру.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе использования новых информационных коммуникационных технологий на уроке в ДМШ и ДШИ дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

Эффективное использование компьютера для работы, для учёбы, дополняется использованием его в качестве перспективного инструмента художественного творчества. Так в области музыки современные электронно-цифровые музыкальные инструменты (синтезатор, музыкальный компьютер) значительно облегчают процесс записи сочинения, оркестровки, дают совершенно новые тембры и краски, расширяют возможности обработки звука и многое другое. Цифровые технологии для музыкантов открыли новую эпоху, обогатили художественно-творческую практику, модернизировали процесс обучения.

Слово «техника» в переводе с  греческого — искусство, мастерство. Мартин Хайдеггер писал: «Техника  не только средство для достижения целей.  В самом злом плену у техники, мы оказываемся  тогда,  когда  видим в ней что-то нейтральное... Техника — не простое средство. Техника - вид раскрытия потаенного. Это область выведения из потаенного, осуществления истины».

Компьютер для обучения, компьютер для творчества — этот путь выбирает современный учитель ДМШ и ДШИ. В детском музыкальном образовании синтезаторы, компьютеры и интернет завоёвывают свое место, которое можно рассматривать как эффективный тип образовательной деятельности, как средство адаптации к реалиям времени, как черту современного учебно-методического процесса, как творческую технологию ближайшего будущего.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Важов, С. С. Школа игры на синтезаторе/ Станислав Важов // Санкт-Петербург : Композитор — 2002.

2. Герасимова Е. В. Домашняя библиотека для синтезатора с нотами, кассетами и советами [Электронный ресурс] — //URL:http://www.notations.ru/index.khtml.

3. Гущенков П.М. Музыкально-компьютерное моделирование. / П.М. Гущенков // Играем с начала — 2009. — № 10.

4. Завырылина, С. Н. Использование информационно-компьютерных технологий в классе компьютерной аранжировки / С. Н. Завырылина // Музыка и Электроника. — 2005. — № 3.

5. Компьютерные технологии и медиапедагогика в обучении музыке: Материалы науч.-практ. конф. 25 марта 2009 года / сост. Л.А.Куприянова. — Магнитогорск : Магнитог. гос.  Консерватория, 2009.

6. Красильников, И. М. Структура деятельности исполнителя на синтезаторе / И. М. Красильников // Искусство и образование. — 2005. — № 3.

7. Красильников, И. М.  Построение фактуры аранжировки для синтезатора / Игорь Красильников // Музыка и Электроника. — 2005. — № 4.

8. Красильников, И. М. Развитие техники игры на клавишном синтезаторе / Игорь Красильников // Искусство и образование. — 2006. — № 4.

9. Левиковский, Н. Аранжировка для эстрадных ансамблей / Н. Левиковский — М. Музыка, 2005.

10. Мацур В. Н. Применение компьютерных технологий на уроках музыки/ Фестиваль педагогических работ «Открытый урок» [Электронный ресурс] — URL://http://festival.1september.ru/articles/412742/?numb_artic=412742.

 11. Медушевский, В. Очаковская, О.  Энциклопедический словарь юного музыканта / В. Медушевский, О. Очаковская. — М. : Педагогика, 1995.

12. Медушевский, В. Очаковская, О.  Энциклопедический словарь юного музыканта / В. Медушевский, О. Очаковская. — М. : Педагогика, 1995.

13. Огородников, А. Цифровая школа – портал будущего /А. Огородников // «Лидеры образования». — 2007 — № 4.

14. Очаковская, О. Музыкальный клуб / О. Очаковская. — М. : Музыка, 1998.

15. Приходько, О. В. Бирюлева. Е. В. Компьютер. Творчество. Здоровье / О. В. Приходько, Е. В. Бирюлева — Новосибирск —2005.

16. Ульянич, В. С. Заметки о компьютерной музыке / В. С. Ульянич //Музыкальная жизнь. — 1990. — №15.

17. Ульянов, С. А. Методика написания фонограммы "Минус" для вокалистов / С. А. Ульянов // Санкт-Петербург : Композитор — 2005.

  

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ АВТОРСКИХ НОТНЫХ СБОРНИКОВ

И CD (РЕПЕРТУР ДМШ)

 

 

1)                 «Юным АСам-1», эстрадные пьесы для фортепиано с оркестром (фонограммой) в переложении А. А. Серова (тетрадь 1) 2007 г.

2)                 «Юным АСам-2», эстрадные пьесы для фортепиано с оркестром (фонограммой) в переложении А. А. Серова (тетрадь 2) 2008 г.

3)                 «Юным АСам-3», эстрадные пьесы для фортепиано с оркестром (фонограммой) в переложении А. А. Серова (тетрадь 3) 2007 г.

4)                 «Юным АСам-4», эстрадные пьесы для фортепиано с оркестром (фонограммой) в переложении А. А. Серова (тетрадь 4) 2007 г.

5)                «Бирюльки»- пьесы для фортепиано в сопровождении фонограммыминус 1 (Аранжировка фонограмм – А. А. Серова),2009 г.

6)                «Где поставить запятую?» Песни для детей и юношества (фонограмма А. А. Серова) 2010 г.

7)                «Маленький скрипач», переложение эстрадных пьес для скрипки с оркестром (фонограммой) 2009 г.

 


комментарий к приложению

 

Идея создания сборников «Юным АСам», «Где поставить запятую?», «Маленький скрипач», «Бирюльки» возникла в результате занятий с юными музыкантами и музыкантами постарше, учащимися общего и специализированного фортепиано, а также с учащимися театрального отделения на занятиях пением. Работая преподавателем по хору на театральном отделении и общего фортепиано в детской школе искусств, я столкнулся с проблемой выбора репертуара для учащихся, особенно для учащихся первого года обучения.

Работа над тетрадями велась не один год и, что, на мой взгляд, ценно, к ней прилагаются оркестровые фонограммы на CD. Использование фонограмм в учебном процессе, особенно на начальном этапе обучения, дает удивительные результаты — интерес учащихся к занятиям значительно возрастает, и что важно, занятия с фонограммой в домашних условиях значительно влияют на исполнительский уровень. Откройте ноты, вставьте CD диск с фонограммами в музыкальный центр, нажмите и играйте или пойте.

Ведя уроки общего фортепиано в Школе искусств, и играя в ВИА, мне пришла мысль:  почему солирующие инструменты, и вокалисты могут музицировать в ансамбле (например, гитара), а фортепиано — нет. Так постепенно, записывая на магнитофон, раз за разом партии ансамбля получались фонограммы. И популярная музыка стала исполняться учащимися в сопровождении ансамбля. Для этого нужен был только магнитофон с колонками. Когда появились первые синтезаторы – стало легче и разнообразнее с тембрами, со временем возможности синтезаторов становились больше и качество минусовок значительно повысилось. Дети с удовольствием откликнулись на это новшество. Это так здорово - «Я играю в ансамбле!» или «Ура, я играю с оркестром!». Интерес и качество занятий заметно повысились. Хотя администрацией школы 15 лет назад это одобрено не было. А сейчас это не просто популярно, но и актуально.

Не все дети владеют техникой, не у всех детей есть возможность заниматься на фортепиано, у некоторых есть только миди-клавиатура или синтезатор на 4,5 – 5 октав, не все родители в силах слушать каждодневные гаммы и упражнения.

Ученик, а особенно родитель, которые пришли учиться музыке, разочаровываются после месячного обучения потому, что за это время они не смогли сыграть еще ничего, кроме скучных гамм и упражнений и песенок типа «Два кота», «Едет воз» и др. Но каждый ребенок проходит через это, без этого не обойтись. Украсить обучение, на мой взгляд, помогут пьески, музыка с оркестром. Такая гордость у ученика, когда он играет вместе с оркестром не только популярную зарубежную музыку, но и классические произведения Гайдна, Бетховена, Листа, пусть в облегченном переложении, транскрипции, но это уже здорово. Ведь так хочется удивить, поразить, порадовать других и себя самого! А как рады папы и мамы, когда их маленький музыкант еще только начал свои первые шаги и уже может играть в ансамбле или с оркестром.

За годы обучения в небольшой, особенно, провинциальной школе, где нет оркестров, камерных или духовых ансамблей, учащиеся привыкают к тембровому однообразию. Обучающиеся привыкли слышать свой инструмент, будь то скрипка или виолончель, кларнет или труба и аккомпанирующий — фортепиано. Другие инструменты они не только не слышат, они не улавливают мелодическую и гармоническую структуру. Как приятно музицировать на инструменте, слыша многообразие тембровых красок, богатство фактуры произведения, звучание других инструментов – инструментов оркестра, это, несомненно, развивает оркестровое мышление. Такого рода игра, которую можно сравнить с игрой в ансамбле, приучает учащегося к дисциплине, где нужно играть четко, как под метроном, интонационно точно.

Несомненная польза от такой практики при чтении с листа, где нельзя топтаться на одном месте, стараться справляться с темпом, не отстать, при заданном темпе играть свою партию, хоть технически не сложную.

Даже не слишком усидчивые девочки и мальчики получают радость от сиюминутного, непосредственного музицирования, ведь не все становятся виртуозами или профессиональными музыкантами, а получить удовольствие от прекрасного могут практически все желающие, взявшие в руки музыкальный инструмент. Для этого нужно настроить инструмент по камертону, проигрыватель дисков, сам диск и упорство.

Конечно, есть свои сложности. Ребенок привык играть сам свободно, а при игре с фонограммой нет особой свободы в агогике, идет работа в заданных рамках. Развивая метро-ритмический слух ученика, необходимо избегать вредной привычки останавливаться, сбиваться с метро-ритмической основы. Лучше всего пропустить слабое место и играть далее, а ошибки исправлять при проучивании определенного, сомнительного места. Вот для этих целей очень эффективно использовать фонограмму-минус, которые во многих случаях заменяют аккомпанирующую группу и могут без устали работать, повторяя одни и те же задания, что на начальном этапе обучения решает многие психологические проблемы. Добиваться внутреннего ощущения непрерывности музыки, независимо от реального звучания, отличительный признак хорошего музыканта.

Полезно играть данные произведения, как в разных темпах, так и в разных тональностях. Для разучивания берется медленный темп, затем чуть быстрее и оригинальный темп, в котором будет исполняться пьеса. В отличие от игры под метроном ребенок слышит всю палитру звуков и успевает в медленном темпе осмыслить играемое — фразировку, штрихи, оттенки, следить за руками и прочее. Интересна работа в разных тональностях. При помощи определенных программ на компьютере можно фонограмму «опустить» или «поднять» в определенную тональность. Начинать лучше всего в тональностях, близких от настоящей на секунду или терцию вверх или вниз.

 

Впечатления и ощущения у исполнителя во время концертов отличаются от сольного. Ребенок играет более ответственно, более эмоционально с другим смыслом – «Я солист симфонического оркестра!» 

поиск  по  сайту

поделиться в

Я в соц. сетях

Я в Контакте
Я в Одноклассниках
Я в facebook